33.jpgВряд ли найдется человек, который в своей жизни хотя бы раз не сталкивался с зубной болью. Заболеваниями полости рта страдает чуть ли не каждый. И также хорошо известно, что стоматология* как наука, постоянно развиваясь, хотя и достигла в последние десятилетия огромных успехов, но тем не менее еще не решила множество серьезных проблем. В чем тут дело?

Повсюду, где бы я не работал стоматологом, мне постоянно приходилось сталкиваться с тем, что большинство людей независимо от возраста и пола совершенно не представляют строение зуба, не знают причин поражения зубов и тканей, окружающих зуб, а также о роль гигиенических, экологических и со­циальных факторов. А следовательно, простой человек в повседневной жизни мало что знает и о профилактике заболевания зубов, за исключением того, что надо чистить зубы. В этой брошюре я хочу, во-первых, достаточно просто и насколько это возможно популярно рассказать о зубах и причинах их заболеваний, а во-вторых, поделиться опытом профилактики заболеваний. Данная брошюра не претендует на исчерпывающие ответы на все существующие вопросы. Но принимая во внимание, что в России, имеющей колоссальный потенциал ученых-стоматологов, стоматологические факультеты при многих медицинских вузах, практически не издается литература по профилактике зубных заболеваний, ориентированная на широкий круг читателей, полагаю, что эта брошюра окажется полезной и поможет людям осознать, что их роль в профилактике и лечении заболеваний полости рта – отнюдь не второстепенная. Нам нужен крепкий союз и взаимопонимание врача и пациента: тогда болезней будет меньше.

Немного о враче-стоматологе
Современная медицина достигла больших вершин в своем развитии. Стоматология – не исключение, хотя это одна из самых молодых медицинских дисциплин. Замечу, что среди сотен врачебных специальностей специальность врача-стоматолога особая: болезни, развивающиеся во рту, может лечить врач только со специальным дипломом. Для лечения всех других болезней специального диплома не требуется. Такое положение объясняется тем, что все основное время врача-стоматолога уходит на борьбу с двумя самыми распространенными заболеваниями зубочелюстной системы – кариесом и пародонтозом. Прежде чем говорить о заболеваниях зубочелюстной системы, давайте познакомимся с ее строением и функционированием.

Как устроена зубочелюстная система? Зубочелюстная система – это совокупность органов, объединенных анатомически и выполняющих ряд важнейших для организма функций: пищеварение, дыхание, речь и др.

Зубочелюстная система состоит из:
· челюстных, небных, носовых и скуловых костей, а также подчелюстной кости;
· зубов – органов, предназначенных для откусывания и разжевывания пищи;
· органов для захватывания пищи и формирования пищевого комка: губ, щек, языка, твердого и мягкого неба;
· жевательной и мимической мускулатуры;
· трех пар слюнных желез, выделяющих секрет (то есть слюну) для облегчения разжевывания пищи и осуществления начальной фазы пищеварения в полости рта;
· височно-челюстных суставов.

Между органами зубочелюстной системы существует тесная связь, где каждый из органов выполняет только ему присущую работу, которая представляет лишь часть функции всей зубочелюстной системы. Изменение любого из органов вызывает, как правило, не только нарушение правильного функционирования самого подвергшегося изменению органа, но и отрицательно влияет на формы и функции других органов.

Зубочелюстная система в процессе своего развития постоянно находится под влиянием наследственных и функциональных факторов личности. На ранних стадиях развития эмбриона (во время беременности) форма и структура зубочелюстной системы создается по наследству независимо от предстоящих в будущем функциональных действий. Последние включаются значительно позже и связаны с функцией мышц. И значит, различные внешние воздействия вносят в генетически обусловленные структуры свои поправки. Примером может служить то, что развитие (морфология) челюстей и зубных дуг – и это хорошо известно всем – у разных людей происходит по-разному. В результате происходит приспособление зубочелюстной системы к различным функциональным условиям жизни.

Жевательный аппарат человека в процессе эволюции достиг совершенства, и сегодня – это итог ряда последовательных изменений составляющих его органов. Большую роль в этом процессе сыграла смена функций, служащая важным фактором в развитии органов.

У млекопитающих животных в зависимости от характера пищи зубы выполняли разные функции и соответственно возникли отдельные группы: резцы, клыки, премоляры и моляры. Совершенствование движений нижней челюсти наложило отпечаток на строение и функцию височно-нижнечелюстного сустава. Новые условия питания и характер пищи изменили функции жевательных мышц.

Отметим, что жевательное давление – один из основных факторов воздействия на рост и развитие лицевого скелета. Именно под влиянием жевания формируется архитектура костного остова.
Болезни зубочелюстной системы Теперь перейдем к болезням зубочелюстной системы. Их достаточно много, но наиболее часто приходится сталкиваться с заболеваниями твердых тканей зуба (это кариес и его последствия), – и с болезнями тканей, окружающих зуб, и связочного аппарата, иначе говоря, заболеванием пародонты (гингивит, пародонтит, пародонтоз).

Основная проблема в стоматологии связана именно с этими недугами независимо от места жительства, возраста и пола. Эти болезни чрезвычайно распространены. Даже в развитых странах, несмотря на высокий экономический уровень, около 80% взрослых болеют кариесом или пародонтитом, а у половины детей неправильно прорезываются зубы. Такое положение связано с множеством факторов – климатических, географических, медико-биологических, социальных, бытовых, гигиенических, а также с различными болезнями человека, последствия которых сказываются, в частности, на зубах и пародонте.

Ни одну из этих болезней, к сожалению, нельзя вылечить таблетками или физиопроцедурами, потому что их выявляют на такой стадии, когда помочь может только оперативное вмешательство. Дело в том, что и кариес, и пародонтит – не пороки развития и не следствие каких-либо повреждений. Они развиваются исподволь, начинаются они незаметно, скрыто от пациента и врача. Парадоксально: пока нет видимого дефекта – лечить нечего, а когда болезнь появится – лечить уже поздно. Как правило, приходится что-то сверлить, удалять и замещать.

Так что стоматолог – это в первую очередь врач, оперирующий на зубах и деснах.
Логически рассуждая, приходим к выводу: во-первых, чтобы надежно лечить кариес и пародонтит, нужно научиться распознавать эти болезни как можно раньше, до появления «дыр»; а во-вторых, необходимо уметь безошибочно находить различия между двумя, на вид совершенно одинаковыми и как будто здоровыми, зубами. Вполне понятно, что знать, как устроен и как работает зуб, просто необходимо будущему оператору-стоматологу, но и очень полезно – просто пациенту (будущему или настоящему). И вот тут-то пригодится медицинский стоматологический «ликбез».